Сауле Юсупова
Сауле Юсупова — российская стендап-комикесса, сценаристка и бывший медицинский работник. Резидентка шоу «Женский стендап» на телеканале ТНТ. Авторка монологов, построенных на личном опыте, социальных наблюдениях и культурных различиях. Родилась 27 марта 1993 года в Челябинской области.

- Карьера: Сценарист, комик, звезда ТНТ
- Дата рождения: 27 марта, 1993 г.
- Место рождения: Челябинская область, село Варна
- Соц сети:
Детство
Юсупова родом из Варненского района. Это территория рядом с границей Казахстана. Населённый пункт преимущественно татарский. Однако в районе действует несколько казахских деревень, сохранивших свои исторические названия.
Воспитывалась в семье, где поддерживались казахские традиции. В быту использовались два языка. Мать работала операционистом в Сбербанке. Отец — на железной дороге. После перенесённого инсульта трудоустроен в должности оператора шлагбаума. У Сауле есть старший брат.
С ранних лет демонстрировала артистические наклонности. Занималась танцами, пела, участвовала в школьных мероприятиях. Планировала стать врачом. Родители поддержали этот выбор.
Образование и медицинская практика
Поступила в Южно-Уральский государственный медицинский университет. Параллельно с учёбой работала санитаркой. Место работы — реанимационное отделение. Позднее занималась сестринской практикой, ассистировала на приёмах в гинекологии, дежурила в морге. Проходила стажировку на скорой помощи.
После завершения основного образования обучалась заочно в УралГУФК. Специализация — лечебная физкультура и работа с детьми с ограниченными возможностями. Практиковала в центре реабилитации, где занималась восстановлением детей с ДЦП и расстройствами аутистического спектра.
По её словам, основная мотивация к работе — возможность наблюдать прямой результат. В больнице часто присутствует ощущение оторванности: пациент ушёл, судьба неизвестна. В реабилитации — другая модель. Пациент приходит на руках, уходит — на ногах.
Инициировала идею открытия подобного центра в Казахстане. Причина — большое количество казахских семей, вынужденных обращаться к услугам российских учреждений, и многие из них сталкиваются с финансовыми трудностями. Проект не был реализован. Переезд в Москву изменил карьерные приоритеты.
Начало карьеры в стендапе
Юсупова начала выступать в 2017 году. Старт — выступление в в клубе «Стендап-74» (Челябинск), участие в Stand Up Магнитогорск и в «Открытом микрофоне» в Екатеринбурге. Первые монологи касались медицинских тем. В основу легли случаи из больницы. Подход — линейное повествование, с добавлением ироничных ремарок.
Вскоре после участия в шоу получила приглашение от продюсеров ТНТ’шного проекта «Женский стендап». Переехала в Москву. Была предоставлена жилплощадь. Вошла в состав первой волны комиков шоу.
Первый сезон оказался непростым. Из-за отсутствия опыта, Юсупова не сумела подготовить полноценное количество материалов. В результате — только два эфира из двенадцати. Некоторые шутки писались редакторами. Этот формат себя не оправдал.
Возврат к самостоятельной работе произошёл в следующем сезоне. Ставка была сделана на личные истории, на тематику, ранее не освещённую на сцене. Основные направления: гендерные роли, давление на женщин, ментальность казахской семьи, расизм, работа мигрантов, медицинская система.
Темы и подход
Сауле Юсупова не использует вымышленные сюжеты. По её словам, «шутка — это форма подачи, но не вымысел». В интервью неоднократно подчёркивала: придуманный материал теряет силу, когда проверяется на сцене. Используется также юмор наблюдения, основанный на культурной разнице между казахами в России и жителями Казахстана. Многие отсылки — к укладу деревенской жизни. Сюжеты включают сцены с бомжами, пенсионерами, свадьбами в школьных столовых и бытовыми конфликтами между поколениями.
Особое внимание уделяется феномену «уят болады» — представлению о стыде и страхе перед общественным мнением. По мнению Юсуповой, этот социальный конструктор формирует систему запретов, блокирует развитие личности и свободу женщины.
Взаимодействие с семьёй
Семья Юсуповой занимает важное место в её материалах. Основные сюжетные линии — отношения с матерью, роль отца, давление родных. Регулярно упоминается ситуация, при которой мать отговаривала от творческих профессий и подталкивала к замужеству.
Отец в материалах представлен более мягко. В одной из шуток Сауле признаётся, что ради скидки в университете ей пришлось купить фальшивое свидетельство о смерти отца. Сам отец участвовал в этой истории, но с условием, что не появится на выпускном.
Брак с режиссёром Аскаром Узабаевым произошёл быстро. Сауле открыто признала, что сама инициировала разговор о женитьбе. Цитата: «Тебе сорокет, мне тридцатник. Есть план жениться? Если нет — я пошла». Свадьбы были две: одна в Челябинской области, другая в Казахстане. Вторая — в более благоприятных условиях.
Свекровь в монологах Юсуповой представлена положительно. При первом визите попросила не вставать рано утром и предложила сходить в кафе, чем нарушила ожидания невестки, воспитанной в строгости.
Медиа и другие проекты
Помимо «Женского стендапа», Юсупова принимала участие в шоу «Студия СОЮЗ» (2020), участвовала в съёмках фильма «Тёща» в роли сценаристки. Также выступила авторкой в проекте «Родные люди». В 2023 году снялась в полнометражном фильме «Мальвина».
Концертный дебют состоялся в Астане. Сольное выступление продолжительностью 48 минут было выложено на YouTube. В своих интервью комик подчёркивает, что предпочитает укладываться в 40–50 минут, чтобы сохранить внимание зрителя.
Готовит новый материал. Осенью 2025 года планирует гастрольный тур по Казахстану. Ведётся подготовка, обсуждается формат.
Прочее
Ранее участвовала в инклюзивных театральных инициативах, курировала команду КВН с участием людей с инвалидностью. Сохраняет интерес к медицинской теме и регулярно возвращается к ней в стендапе.
Не исключает возвращения к работе в системе здравоохранения в формате волонтёрства или санитарной поддержки. Отмечает, что работа с умирающими пациентами (паллиатив) даёт ощущение реальности и смысла.
В целом Сауле Юсупова выстраивает карьеру на стыке медицины, сатиры и личного опыта. Её подход к стендапу основан на честности, профессиональной наблюдательности и социальном погружении.